среда, 20 октября 2010 г.

мы опять засветились в СМИ :)

В октябрьском номере Off-road-Drive наш хороший друг и замечательный журналист Асатур Бисембин написал отличную статью о Большом Бронко

Одни внедорожники готовятся для экспедиций, другие — для трофи-рейдов, третьи — для демонстрации благосостояния владельца. А этот Ford Big Bronco снаряжали на Север и не на прогулку, а на постоянное место жительства да перманентное передвижение по тяжелому бездорожью. Вот и дотюнинговались — масштабы доработок, прочность конструкции и возможности автомобиля внушают... Ох, внушают...

Сountry Boy can survive — эти слова из одноименной песни американского кантри-исполнителя Хэнка Вильямса-младшего невольно вспоминаются при одном лишь беглом взгляде на грандиозный лифтованный (или грандиозно лифтованный?) Ford Bronco 1979 года. Американские селяне такую танкообразную технику очень любят, да и мы перед ней снимаем шляпу. Наш герой уникален во всех смыслах. Но, прежде чем начать рассказ о концепции и впечатляющих доработках, отметим, что машина относится ко второму поколению модели. А выпускалось оно всего-навсего в 1978 и 1979 годах. То есть Ford априори редок, а в России и подавно — здесь обитают всего два представителя этой генерации.

«Урал» нам не помеха

Лучшим тюнингом должен считаться тот, который затевается для выполнения конкретных «боевых» задач и, что особенно важно, имеет четкую конечную цель. Эту аксиому, лично мне очень импонирующую, подтверждает рациональный подход, взятый на вооружение авторами проекта. Концепцию доработок определило бытие: серийный Bronco имел сыктывкарскую прописку и проживал в специфических условиях. За городом есть разве что направления для лесовозов, изрезанные глубокой колеей. Немодифицированным полноприводникам там некомфортно. Поэтому специалисты хотели получить вездеход с большим внедорожным потенциалом, не страшащийся глубокой колеи большегрузных грузовиков и не пасующий перед снежными завалами.

Ford Bronco — классический полноразмерный заокеанский трак, построенный на раме, имеющий мосты с неразрезными картерами, жесткое подключение полного привода и понижающую передачу в раздаточной коробке. Восьмицилиндровый агрегат объемом 6,6 л — максимум, что могло оказаться под капотом в 1978 и 1979 годах. Для достижения еще больших тяговых способностей трак оснастили так называемым биг-блоком — V8 объемом 7,5 л. Мотор перебрали и немного «подкормили» компонентами системы зажигания Ford Motorsport и Accel, электрическим бензонасосом Holley с регулятором давления, карбюратором и впускным коллектором Edelbrock. Расчетные параметры — порядка 350– 380 л.с. и более 600 Нм.

Типичный характер покрытия северных дорог сформировал требования к подвеске и колесам. Чем выше, тем лучше, иначе сядешь на брюхо. Стандартно стояли 33-дюймовые колеса, вместо них попробовали 35-е. Да и мосты подготовили: спереди — Dana 44 c блокировкой дифференциала и усиленными полуосями Yukon, сзади — Ford 9'' с блокировкой. Но биг- блок с его лавиной крутящего момента равнодушен к диаметру колес, и в итоге автомобиль обрел шины Super Swamper Irok 39,5'' с эйрлоками и девятидюймовый лифт-кит подвески производства Superlift. Амортизаторы у Bronco изначально сдвоенные, их лишь заменили на компоненты Skyjacker, а все резиновые элементы в подвеске — на полиуретановые от Energy Suspension. Вместо рулевого редуктора — гидроцилиндр, как на магистральных тягачах.

В колею поместится, от днища ничего оторваться не должно. Но выдержит ли автоматическая коробка передач? Вариант с обычной переборкой отмели и, как можно судить теперь, поступили очень дальновидно — заказали усиленный агрегат у американской компании Art Carr. Она строит трансмиссии для соревнований, где техника испытывает особенно высокие нагрузки. Например, для рок-кроулинга и дрэг-рейсинга.

Никаких кенгурятников и силовых обвесов у Bronco нет. В случае контакта с препятствием «отрабатывает» железная «рельса» бампера. Мы не проверяли на прочность этот внушительный таран, но, думается, небольшое дерево перед ним не устоит.

По салону изменений немного: на торпедо обосновалась пара допприборов, а родные, не самые удобные кресла заменили на кожаные сиденья с электроприводами от седана Lincoln Town Car. Большего и не требуется.

Нынешний владелец-москвич активно помогал дорабатывать машину, а потом выкупил Bronco и привез его в столицу. Кстати, автомобиль уже успел скатать на выставку «РетроМинск 2010», где он стал призером в номинации лучший Full-size.

Мнение джипера

Вячеслав РЯБИНКИН, врач-травматолог

Я фанат американских машин. Причем старых. Примерно до середины девяностых автомобили делали с расчетом на долгую эксплуатацию, крепко, с душой, а потом они стали превращаться в потребителей запчастей и подлежать замене каждые два-три года.Что касается представленного экземпляра, то это машина, подготовленная под конкретные задачи с использованием произведенных для нее китов и прочего оборудования. Критиковать и обсуждать особо нечего. Сделано на совесть, грамотно и надолго. Всегда радует такой подход к старому автомобилю. Только вот город — не его стихия. Техника, изначально созданная людьми и для людей, всегда несет в себе что-то, что притягивает взгляды окружающих. И дело не в больших колесах и лифте, дело в том, что «когда деревья были большими», а трава зеленее, тогда и машины были с душой. 


Качественный хардкор

Не знаю, о чем вы подумали. Мы же имеем в виду потенциал машины. Разумеется, Bronco — это не триальная «котлета», к которой данная формулировка, пожалуй, больше подходит. Но вот хоть режьте — после офф-роуда на этой залихватской штуковине другого, более емкого и точного определения не подберешь. Да и вешность соответствующая, чертовски эффектная! Все, кто видит «американца», сразу же начинают отпускать в его адрес охи и ахи. Прийти в восторг есть от чего: такое впечатление, что внедорожник и без всякого тюнинга рассчитывался лет на тридцать эксплуатации. А со всеми «пирогами» от его вида дух захватывает. Громадина! Впрочем, в сторону эмоции. Ближе к делу!

«А можно заехать вот сюда? Как бы его уже наконец вывесить?» — взмолился фотограф, указывая на очередное препятствие — земляную насыпь высотой немногим меньше метра. Bronco играючи задрал переднюю «лапу» и с легкостью раздавил возвышение. Не секрет, что засадить можно любую машину. Но нам в тот день так и не удалось создать «интересную» ситуацию. При этом большую часть времени катались в режиме заднего привода, а услугами переднего моста пользовались лишь изредка. Итог: на рыхлых поверхностях Ford просто неудержим. Въезд на очень крутые подъемы — еще один трюк, который вездеход исполняет на ура. На фотографиях видно, какие «высоты» и углы он берет благодаря отличной геометрической проходимости. Но тут, правда, есть одна проблема — при слишком уж вертикальном подъеме машина может... заглохнуть, так как карбюратор в таком положении не работает.

«Асфальтовые» ощущения интересны. Главным образом потому, что сидишь крайне высоко — на уровне водителя грузовика. А под педалью — три с половиной сотни сил, и машина обладает весьма недурной динамикой. Громадные шины, конечно, гудят, но звук у них не доминирующий, и назойливым его не назовешь. Зато как приятно «булькает» выхлоп! Хотите — верьте, хотите — нет, по трассе Bronco расходует всего 16 л на сотню. Проверено неоднократно.

Железный пауэрлифтер

Понять и в полной мере оценить такой автомобиль может прежде всего тот, кто в душе хотя бы чуть-чуть американец: любитель стиля вестерн, мечтающий об экспедиции по снежному безмолвию Аляски и видящий себя бороздящим окрестности Большого каньона. Конечно же, масштабы Bronco повергают в шок владельцев современных кроссоверов, считающих двигатель объемом больше 2,5 л непозволительной роскошью. Но вот что интересно — владелец машины (кстати, ярый фанат фордовских траков) усматривает и мощный практический аргумент в пользу Big Bronco: «Это очень простая и очень крепкая машина, способная служить десятилетиями при минимальном обслуживании».

Неудивительно, что столь неординарный аппарат попадал в немыслимые передряги, из которых всякий раз с честью выходил. Однажды, еще в Сыктывкаре, одиннадцать долгих часов он разрушал пласт снега высотой до края капота, пробивая дорогу себе и «уазикам», которым подобное упражнение было не под силу. «Американец» разгонялся, сносил пару метров снежного завала, сдавал назад, затем снова разгонялся, крушил препятствие... Многие внедорожники смогли бы пройти такое экстремальное испытание без потерь? Он смог. И коробка-автомат, кстати, выдержала эти солидные перегрузки без последствий.

От второй истории волосы слегка встают дыбом. Застряла как-то по осени Scania с фурой: задние колеса попали на раскисший грунт и ни в какую! Не хватало импульса, чтобы вырваться из ловушки. Трактор найти не удалось, и выдергивать пришлось Bronco. С включенной понижающей передачей вездеход без особенных усилий вызволил автопоезд из западни. «Я вылез изза руля и говорю водителю Scania, мол, хорошо, что ты идешь негруженый», — вспоминает хозяин «американца». Но парню-дальнобойщику явно было не по себе. Он как-то странно посмотрел на Bronco и произнес: «Нет, я груженый...» Вот я и говорю: качественный хардкор.

ORD #10 октябрь